Лекция № 15 
Картографический метод исследования и его основные этапы в России (самостоятельная работа)
План
15.1 Картографический метод исследования и его основные этапы в России
Картографический метод исследования — это метод использо­вания карт для познания изображенных на них явлений. Познание понимается в широком смысле слова и подразумева­ет изучение по картам структуры, взаимосвязей, динамики и эво­люции явлений во времени и пространстве, прогноз их развития, получение всевозможных качественных и количественных характеристик и т. п. По существу, картографический метод исследования составляет главное содержание раздела «использование карт». Приложения картографического метода исследования в науке и практике весьма многообразны. Как было показано выше, он является одним из основных методов во всех науках о Земле и планетах и в смежных с ними социально-экономических науках. Картографический метод служит средством для принятия практи­ческих решений, связанных с планированием и освоением терри­торий, размещением населения, охраной окружающей среды и многими другими хозяйственными проблемами.
Использование карт теснейшим образом связано с их составлением. Это удобно показать на схеме (рис. 15.1), иллюстрирующей систему «создание — использование карт». Источником исходной информации служит окружающая действительность. При карто­графировании выборочные наблюдения преобразуют в карты, т.е. создают модели этой действительности. В ходе картографического моделирования происходит сложная научная обработка данных, связанная с абстрагированием, анализом и синтезом. Все это, как известно, определяется целями и назначением карты, на процесс моделирования влияют уровень знаний, степень изученности объек­та, научно-методические принципы картографирования, логика классификаций, уровень генерализации изображения, применяемая система условных обозначений и многие другие факторы.
В ходе последующего использования карт происходят новые преобразования информации, которые также зависят от поставленных целей, квалификации и опыта исследователя, применяе­мых технических средств, алгоритмов и программ и т. п. При этом, однако, любое звено исследования, начиная от исходной гипотезы и кончая измерительными инструментами, вносит погрешности в результат. Поэтому полученный результат необходимо всегда соотносить с реальной действительностью, интерпретировать его и при необходимости вносить коррективы.
Таким образом, в системе «создание — использование карт» существуют два тесно сопряженных между собой метода:
Картографирование, или картографический метод отображения, цель которого состоит в переходе от реальной действительности к карте (модели);
Картографический метод исследования, использующий готовые карты (модели) для познания действительности. Эти методы перекрываются и имеют многие обратные связи. Так, условия использования карт определяют требования к условиям их создания. В ходе исследования получаются новые производные карты, которые вновь поступают в исследование. Например, гипсометрическая карта преобразуется в карту углов наклона, а она, в свою очередь, в карту интенсивности смыва с поверхности и т. д. При интерактивном компьютерном создании карт, в особенности при применении геоинформационных технологий, оба метода настолько тесно переплетаются, что часто трудно различить, где кончается составление и начинается использование и преобразование карты. Многие оценочные и прогнозные карты составляют в результате трансформирования и синтеза нескольких аналитических карт. В этом случае исходные карты оказываются не просто источниками для составления, они становятся материалами для исследования и синтеза.
Однако для некартографов эти два метода четко различаются. Например, почвовед может пользоваться в своих исследованиях гео­морфологической или геоботанической картой, совершенно не касаясь процедур их составления, а геоморфолог — топографической картой, хотя он никак не участвовал в съемке местности и т. п.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога