Лекция № 15
Картографический метод исследования и его
основные этапы в России (самостоятельная работа)
План
15.1
Картографический метод исследования и его основные этапы в России
Картографический метод исследования — это метод использования карт для познания
изображенных на них явлений. Познание понимается в широком смысле слова и
подразумевает изучение по картам структуры, взаимосвязей, динамики и эволюции
явлений во времени и пространстве, прогноз их развития, получение всевозможных
качественных и количественных характеристик и т. п. По существу, картографический
метод исследования составляет главное содержание раздела «использование карт».
Приложения картографического метода исследования в науке и практике весьма
многообразны. Как было показано выше, он является одним из основных методов во
всех науках о Земле и планетах и в смежных с ними социально-экономических
науках. Картографический метод служит средством для принятия практических
решений, связанных с планированием и освоением территорий, размещением
населения, охраной окружающей среды и многими другими хозяйственными
проблемами.
Использование
карт теснейшим образом связано с их составлением.
Это удобно показать на схеме (рис. 15.1), иллюстрирующей систему «создание — использование карт». Источником
исходной информации служит окружающая действительность. При картографировании
выборочные наблюдения преобразуют в карты, т.е. создают модели этой
действительности. В ходе картографического моделирования происходит сложная
научная обработка данных, связанная с абстрагированием, анализом и синтезом.
Все это, как известно, определяется целями и назначением карты, на процесс моделирования влияют уровень знаний, степень
изученности объекта, научно-методические принципы картографирования,
логика классификаций, уровень генерализации изображения, применяемая система
условных обозначений и многие другие факторы.
В
ходе последующего использования карт происходят новые преобразования информации,
которые также зависят от поставленных
целей, квалификации и опыта исследователя, применяемых технических средств, алгоритмов и программ и
т. п. При этом, однако, любое звено
исследования, начиная от исходной гипотезы и кончая измерительными инструментами, вносит погрешности в результат. Поэтому полученный результат
необходимо всегда соотносить с
реальной действительностью, интерпретировать его и при необходимости
вносить коррективы.
Таким образом, в системе «создание — использование карт»
существуют два тесно сопряженных между собой метода:
Картографирование, или картографический метод отображения, цель которого состоит в переходе от реальной действительности
к карте (модели);
Картографический метод исследования, использующий готовые карты (модели) для познания действительности. Эти методы перекрываются и имеют многие обратные связи. Так, условия использования карт определяют требования к
условиям их создания. В ходе исследования получаются новые
производные карты, которые вновь поступают в исследование.
Например, гипсометрическая карта преобразуется в карту углов наклона, а она, в свою очередь, в карту интенсивности смыва с
поверхности и т. д. При интерактивном компьютерном
создании карт, в особенности при
применении геоинформационных технологий,
оба метода настолько тесно переплетаются, что часто трудно различить, где кончается составление и начинается
использование и преобразование карты. Многие оценочные и прогнозные карты составляют в результате трансформирования и синтеза
нескольких аналитических карт. В этом случае исходные карты
оказываются не просто источниками для составления, они
становятся материалами для исследования и синтеза.
Однако для некартографов эти два метода четко
различаются. Например, почвовед
может пользоваться в своих исследованиях геоморфологической или
геоботанической картой, совершенно не касаясь
процедур их составления, а геоморфолог — топографической картой, хотя он никак не участвовал в съемке местности и
т. п.
Комментарии
Отправить комментарий